Блог журнала ORNAMENT

Карманный словарик Уэса Андерсона

Фильмы Режиссеры
Уэс Андерсон — это не только симметричные кадры и пастельные цвета

Собрали небольшой словарик по его режиссерскому стилю. Подробнее о творчестве Андерсона можно прочитать в нашем новом номере
Кадр из фильма «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники», 2007. Режиссер — Уэс Андерсон
Главы

Большинство своих фильмов Андерсон делит на главы. Зрители как будто читают книгу и делают небольшую паузу перед новой частью. Этот прием подчеркивает «причудливый» стиль режиссера, делает структуру фильма «дробной», ироничной и задает сказочную интонацию.
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум», 2001. Режиссер — Уэс Андерсон
Детализированные миры

Иногда кадры из фильмов Андерсона напоминают детский комикс «Найди Вилли». Режиссер тщательно подбирает каждую деталь, которая попадет в кадр — это отражает внутренний мир его персонажей. Сьюзи из «Королевства полной Луны» любит научную фантастику? Андерсон сам придумывает ее любимую книгу “The francine odysseys” и просит свою жену, Джуман Малуф, нарисовать для нее обложку. Пожилая мадам Д. из «Отеля “Гранд Будапешт”» коллекционирует искусство? Андерсон вместе с художницей по костюмам Миленой Канонеро одевает ее так, будто она сошла с картины Густава Климта. И если Агата готовит пирожные, то они должны выглядеть так обворожительно, что тюремный охранник не решится их разрезать.
Кадр из фильма «Отель “Гранд Будапешт”», 2014. Режиссер — Уэс Андерсон. Картину я бы тоже так подписала Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907
Жак-Ив Кусто

В 70-е на американском телевидении выходила передача «Одиссея Жака Кусто», в которой исследователь отправлялся в путешествия по Мировому океану, погружался в его глубины и тестировал свои изобретения. Маленький Андерсон был его преданным поклонником. Детское увлечение перекочевало сразу в несколько фильмов — в «Водной истории» Андерсон даже повторил образ Кусто в красной шапочке и униформе.
Кверки-кино
quirky-movies

В переводе с английского “quirky” — это что-то странное, но привлекательное и интересное. Quirky-кино называют инди-фильмы в жанре комедии или драмеди, которые говорят на серьезные темы в причудливой манере, пропуская сложности через розовые очки. Режиссеры таких фильмов часто обращаются к теме юности и ностальгии, сочетают чувственность с иронией и используют приемы deadpan-комедии — герои шутят о своих болях с каменным лицом. Quirky-кино — это «Амели», «Маленькая мисс Счастье», «Милая Фрэнсис» и почти все фильмы Андерсона.
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум», 2001. Режиссер — Уэс Андерсон
Локальный мир

Чаще всего Андерсон выбирает небольшой и закрытый сеттинг — либо полностью вымышленный, как Остров Нью-Пензанс в «Королевстве полной Луны», либо сильно преображенный, как Индия в «Поезде на Дарджилинг». Эти миры помогают усилить «сказочность» сюжета и дают Андерсону карт-бланш: в мире, который он сам придумал, всё происходит по его законам, и никто не сможет обвинить режиссера в нереалистичности.
Кадр из фильма «Королевство полной луны», 2012. Режиссер — Уэс Андерсон
Нью-Йорк

Андерсон всегда хотел признаться в любви Нью-Йорку. Но решился на это только когда вернулся на Манхэттен после недолгой жизни в Лос-Анджелесе. «Семейка Тененбаум» стала валентинкой любимому городу. В ней режиссер старался показать город без клише — небоскребов, Статуи Свободы и мостов. Для этого он перепридумал его самые узнаваемые детали — например, такси вместо NYC taxi стало называться Gypsy Cab, а автобусы Gray Line превратились в Green Line.
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум», 2001. Режиссер — Уэс Андерсон
Роальд Даль

В детстве Андерсон зачитывался странными сказками Даля, который избегал сентиментальности, не боялся высмеивать взрослых и детей и сочетал красивое с ужасным. Режиссер экранизировал «Бесподобного мистера Фокса», сейчас работает над новой «Чудесной историей Генри Шугара» и многое берет из стиля Даля: в фильмах Андерсона самые ностальгические и красивые сцены часто сочетаются с неожиданно жестокими — чего совсем не ждешь от «сказки».
Стоп-моушн

Это техника анимации, в которой фигуры минимально двигают от кадра к кадру — а при монтаже создается эффект, что они двигаются самостоятельно. Стоп-моушн — идеальный стиль для «отрывистого», ироничного и внимательного к деталям стиля Андерсона. В «Острове собак» использовали 900 кукол и несколько тысяч «масок» — Андерсон присылал аниматорам видео, в которых сам разыгрывал сцены и показывал, какая эмоция должна быть на лице куклы. На постановку сцены с приготовлением суши продолжительностью всего 45 секунд ушло шесть месяцев — по задумке Андерсона аниматоры отрабатывали нюансы приготовления блюда, чтобы оно выглядело аутентично.
Кадр из фильма «Остров собак», 2018. Режиссер — Уэс Андерсон
Театральность

Андерсон часто внедряет в свои фильмы театральные постановки — роли, которые играют герои на сцене, раскрывают их еще больше. Например, Сьюзи из «Королевства полной Луны» в библейской пьесе досталась роль черной вороны на фоне девочек в ярких костюмах. Но даже без прямых инсценировок в работах Андерсона много театрального. Персонажи говорят неестественно, серьезное произносится легко, а легкое — серьезно, двигаются герои часто по четким линиям, как марионетки, а камера проезжает мимо комнат, не углубляясь внутрь декорации — как в кукольном домике.
Кадр из фильма «Королевство полной луны», 2012. Режиссер — Уэс Андерсон
Хэппи-энд

Андерсон часто использует один и тот же сценарий в финале: все раненые и запутавшиеся персонажи, которые изо всех сил пытались наладить отношения на протяжении всего фильма, в конце объединяются ради общей цели — и если не прощают друг друга, то, по крайней мере, принимают.
Кадр из фильма «Королевство полной луны», 2012. Режиссер — Уэс Андерсон
Шрифты

Фильмы Андерсона очень «типографичны» — за это редакция ORNAMENT питает к ним особую любовь. Режиссер подбирает шрифты для всего печатного в кадре — с этим ему помогает младший брат, писатель и иллюстратор Эрик Чейз Андерсон. В титрах чаще всего используются Futura и Helvetica в желтом цвете. А если текст рукописный, он всегда выглядит очень каллиграфично и отражает характер героя.
Кадр из фильма «Королевство полной луны», 2012. Режиссер — Уэс Андерсон
Юность

В школе будущий режиссер был влюблен в одноклассницу. Она сидела за соседней партой, но Андерсон так и не отважился с ней заговорить. Позже эта история стала вдохновением для «Королевства полной Луны», фильма-сказки о первой любви, в которой всё, конечно, сложилось иначе, и герои отважились признаться друг другу в своих чувствах.

В колледже Андерсон влюбился в преподавательницу. Дела с учебой и так шли не очень, а любовь только подливала масла в огонь — режиссера чуть не отчислили. Об этом Андерсон тоже снял фильм — «Академию Рашмор».
Кадр из фильма «Королевство полной луны», 2012. Режиссер — Уэс Андерсон