Тед Лассо, герой одноименного сериала, в одном из своих мотивационных обращений к футбольной команде заявляет, что исповедует «ромкоммунизм». И тут же поясняет, вспоминая фильмы с Томом Хэнксом, Мэг Райан, Джулией Робертс и Хью Грантом: «Если все эти красивые люди с шикарными квартирами и интересной работой, чаще всего в творческой сфере, могут преодолеть трудности и стать счастливыми, то можем и мы». В одном предложении Лассо иронично описывает формулу жанра, который критики хоронят на протяжении двадцати лет.
Расцвет романтических комедий пришелся на 1990-е и первую половину 2000-х, а затем их популярность и, соответственно, кассовые сборы начали падать. Аудитория устала от потерявших оригинальность сюжетов, в которых из раза в раз использовались одни и те же тропы и клише: meet-cute (знакомство героев при милых или забавных обстоятельствах), «от друзей (или врагов) к возлюбленным», вынужденная близость, отношения на спор, пробежка по городу/аэропорту/вокзалу (нужное подчеркнуть, при желании добавить дождь), трогательное признание в последний момент и, конечно, хеппи-энд. А в кинотеатрах стал доминировать другой источник эскапизма — супергеройские франшизы.
Ромком при этом никуда не исчез, а перешел на стриминги и там получил возможность слегка трансформироваться и ответить на запросы зрителей на инклюзивность. В центре «Возможно, это навсегда» (2019, Netflix) — герои азиатского происхождения, друзья детства, которые встречаются спустя много лет. «Любовь — болезнь» (2017, Amazon) сталкивает персонажей с разным культурным бэкграундом: в основе фильма — история отношений пакистано-американского комика и актера Кумэйла Нанджиани, который сыграл сам себя, и его жены Эмили Гордон. «Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020, Hulu) повторяет ход из «Дня сурка» (1993), только теперь во временной петле застревает не только парень, но и девушка, а героиня Кристин Милиоти сама находит выход из этого положения и разрушает стереотип damsel in distress («дева в беде» — героиня, которая нуждается в спасении). На фоне переосмысления жанра в последние пару лет в ромкомы даже вернулись звезды 1990-х: Джулия Робертс и Джордж Клуни в «Билете в рай» (2022) играют разведенную пару, которая получает второй шанс, а Риз Уизерспун и Эштон Кутчер в «К тебе или ко мне?» (2023) реанимируют сюжет «от друзей к возлюбленным».
Пока ромкомы переживали кризис и возвращались к жизни, им на смену пришли романтические фильмы с более реалистичным подходом к отношениям, со сложными героями и с меньшим количеством юмора — их иногда называют modern romance. Эти фильмы помогают по-новому взглянуть на расхожие жанровые тропы, стереотипы и клише.
Ромком при этом никуда не исчез, а перешел на стриминги и там получил возможность слегка трансформироваться и ответить на запросы зрителей на инклюзивность. В центре «Возможно, это навсегда» (2019, Netflix) — герои азиатского происхождения, друзья детства, которые встречаются спустя много лет. «Любовь — болезнь» (2017, Amazon) сталкивает персонажей с разным культурным бэкграундом: в основе фильма — история отношений пакистано-американского комика и актера Кумэйла Нанджиани, который сыграл сам себя, и его жены Эмили Гордон. «Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020, Hulu) повторяет ход из «Дня сурка» (1993), только теперь во временной петле застревает не только парень, но и девушка, а героиня Кристин Милиоти сама находит выход из этого положения и разрушает стереотип damsel in distress («дева в беде» — героиня, которая нуждается в спасении). На фоне переосмысления жанра в последние пару лет в ромкомы даже вернулись звезды 1990-х: Джулия Робертс и Джордж Клуни в «Билете в рай» (2022) играют разведенную пару, которая получает второй шанс, а Риз Уизерспун и Эштон Кутчер в «К тебе или ко мне?» (2023) реанимируют сюжет «от друзей к возлюбленным».
Пока ромкомы переживали кризис и возвращались к жизни, им на смену пришли романтические фильмы с более реалистичным подходом к отношениям, со сложными героями и с меньшим количеством юмора — их иногда называют modern romance. Эти фильмы помогают по-новому взглянуть на расхожие жанровые тропы, стереотипы и клише.
Осторожно: спойлеры!
Неудавшаяся свадьба
Пара в начале ромкома собирается пожениться — и, скорее всего, этому не бывать. Помешать может случайное, но судьбоносное знакомство одного из героев накануне торжества или неожиданное признание в любви давнего друга прямо во время церемонии.
Было
Свадебный переполох (2001)
Организатор свадеб Мэри (Дженнифер Лопес) влюбляется в клиента Стивена (Мэттью Макконахи). Конечно, он поймет, что невеста совсем ему не подходит, передумает жениться и сойдется с Мэри — кто бы сомневался.
Было
Свадебный переполох (2001)
Организатор свадеб Мэри (Дженнифер Лопес) влюбляется в клиента Стивена (Мэттью Макконахи). Конечно, он поймет, что невеста совсем ему не подходит, передумает жениться и сойдется с Мэри — кто бы сомневался.
Стало
В ритме ча-ча-ча (2022)
Мать-одиночка Домино (Дакота Джонсон) готовится снова выйти замуж, когда встречает на вечеринке выпускника колледжа Эндрю (Купер Рэфф). Между ними возникает взаимная симпатия, которая имеет все шансы перерасти во что-то большее, но дальше почти невинного флирта дело не зайдет, а невеста так никуда и не сбежит. Зато герои помогут друг другу преодолеть страхи и найти точку опоры: Домино преодолеет травму, связанную с разводом, а Эндрю повзрослеет и научится брать на себя ответственность за собственную жизнь.
В ритме ча-ча-ча (2022)
Мать-одиночка Домино (Дакота Джонсон) готовится снова выйти замуж, когда встречает на вечеринке выпускника колледжа Эндрю (Купер Рэфф). Между ними возникает взаимная симпатия, которая имеет все шансы перерасти во что-то большее, но дальше почти невинного флирта дело не зайдет, а невеста так никуда и не сбежит. Зато герои помогут друг другу преодолеть страхи и найти точку опоры: Домино преодолеет травму, связанную с разводом, а Эндрю повзрослеет и научится брать на себя ответственность за собственную жизнь.
Любовь — для молодых
Вселенная героев ромкомов в основном состоит из тинейджеров, студентов и молодых людей, которым самое большее слегка за тридцать. И все они неизменно соответствуют общепризнанным стандартам красоты.
Было
Предложение (2009)
Чтобы избежать депортации в Канаду, редактор книжного издательства Маргарет (Сандра Буллок) хочет выйти замуж за своего ассистента Эндрю (Райан Рейнольдс), который ее ненавидит. Несмотря на то что между героями есть довольно существенная разница в возрасте в двенадцать лет (нечастый ход для ромкомов), они оба молоды и привлекательны. И, конечно, от ненависти до любви им останется один шаг — фейковая помолвка.
Было
Предложение (2009)
Чтобы избежать депортации в Канаду, редактор книжного издательства Маргарет (Сандра Буллок) хочет выйти замуж за своего ассистента Эндрю (Райан Рейнольдс), который ее ненавидит. Несмотря на то что между героями есть довольно существенная разница в возрасте в двенадцать лет (нечастый ход для ромкомов), они оба молоды и привлекательны. И, конечно, от ненависти до любви им останется один шаг — фейковая помолвка.
Стало
Довольно слов (2013)
Еве (Джулия Луи-Дрейфус) и Альберту (Джеймс Гандольфини) уже далеко за сорок. Они знакомятся на вечеринке, но это совсем не любовь с первого взгляда. Оба разведены, а значит, у каждого есть багаж прошлого, связанный с неудачными отношениями. Заново проходить всё то же самое с новым человеком страшно — вдруг и в этот раз очарование со временем сменится разочарованием? Несмотря на все сомнения и беспокойства, Ева и Альберт смогут сблизиться. Просто делать это они будут осторожно, шаг за шагом избавляясь от всего, что мешает верить во вторые шансы.
Довольно слов (2013)
Еве (Джулия Луи-Дрейфус) и Альберту (Джеймс Гандольфини) уже далеко за сорок. Они знакомятся на вечеринке, но это совсем не любовь с первого взгляда. Оба разведены, а значит, у каждого есть багаж прошлого, связанный с неудачными отношениями. Заново проходить всё то же самое с новым человеком страшно — вдруг и в этот раз очарование со временем сменится разочарованием? Несмотря на все сомнения и беспокойства, Ева и Альберт смогут сблизиться. Просто делать это они будут осторожно, шаг за шагом избавляясь от всего, что мешает верить во вторые шансы.
Больше чем секс
Герои с проблемами в личной жизни (чаще всего потерявшие веру в любовь) договариваются о сексе без обязательств. Романтические чувства, которые у каждого постепенно появятся, они будут отрицать, пока не поймут, что идеально подходят друг другу не только в постели.
Было
Секс по дружбе (2011)
Разочаровавшись в серьезных отношениях, Джейми (Мила Кунис) и Дилан (Джастин Тимберлейк) пробуют другой формат: дружба с привилегиями, никакой романтики и чувств. Кажется, им это вполне удается: когда Джейми понимает, что готова к новому роману, они с Диланом остаются добрыми приятелями. Но не всё так просто. Поддерживая друг друга после очередного неудачного опыта и во время семейных выходных, герои неизбежно влюбляются. Останется дело за малым: признаться в этом самим себе и сделать решительный шаг.
Было
Секс по дружбе (2011)
Разочаровавшись в серьезных отношениях, Джейми (Мила Кунис) и Дилан (Джастин Тимберлейк) пробуют другой формат: дружба с привилегиями, никакой романтики и чувств. Кажется, им это вполне удается: когда Джейми понимает, что готова к новому роману, они с Диланом остаются добрыми приятелями. Но не всё так просто. Поддерживая друг друга после очередного неудачного опыта и во время семейных выходных, герои неизбежно влюбляются. Останется дело за малым: признаться в этом самим себе и сделать решительный шаг.
Стало
Любовь по вызову (2022)
Недавно овдовевшая учительница Нэнси (Эмма Томпсон) обращается за помощью к молодому секс-работнику Лео (Дэрил Маккормак), чтобы познать удовольствие, которого никогда раньше не испытывала. Ее предыдущий опыт сводится к четырем словам: один мужчина, одна поза. Почти всё действие фильма проходит не за плотскими утехами, а за неловкими разговорами, во время которых Нэнси пытается принять свое тело и раскрепоститься. В этом «сексуальном путешествии» она не обретет нового романтического партнера — зато узнает себя.
Любовь по вызову (2022)
Недавно овдовевшая учительница Нэнси (Эмма Томпсон) обращается за помощью к молодому секс-работнику Лео (Дэрил Маккормак), чтобы познать удовольствие, которого никогда раньше не испытывала. Ее предыдущий опыт сводится к четырем словам: один мужчина, одна поза. Почти всё действие фильма проходит не за плотскими утехами, а за неловкими разговорами, во время которых Нэнси пытается принять свое тело и раскрепоститься. В этом «сексуальном путешествии» она не обретет нового романтического партнера — зато узнает себя.
Широкий жест
Ромкомы редко обходятся без громкого признания в любви, которое заставляет трепетать сердечко (в том числе зрителя). Герои заявляют о своих чувствах под прицелом камер в прямом эфире, стоя под окнами с бумбоксом, перехватив в последний момент в аэропорту и сотнями других способов разной степени безумства.
Было
10 причин моей ненависти (1999)
Старшеклассник-бунтарь Патрик (Хит Леджер) должен очаровать строптивую Кэт (Джулия Стайлз). Для этого он готов даже спеть для нее на стадионе на глазах у всей школы — это уж точно откроет девушке глаза.
Было
10 причин моей ненависти (1999)
Старшеклассник-бунтарь Патрик (Хит Леджер) должен очаровать строптивую Кэт (Джулия Стайлз). Для этого он готов даже спеть для нее на стадионе на глазах у всей школы — это уж точно откроет девушке глаза.
Стало
Прошлые жизни (2023)
Нора (Грета Ли) и Хэ Сон (Тео Ю) в детстве были влюблены друг в друга и не виделись больше двадцати лет — он остался в родном Сеуле, она перебралась сначала в Канаду, а потом в Нью-Йорк. За это время они то теряли, то налаживали связь, но так и не встретились. Теперь Нора замужем, но Хэ Сон, который всё еще романтизирует свою первую любовь, наконец бросает всё и отправляется к ней. Это путешествие через полмира без какой-либо уверенности в успехе. Встреча не приведет к воссоединению школьных возлюбленных, а станет поводом поразмышлять о прошлом, об упущенных возможностях и о судьбе. А после каждый пойдет своей дорогой.
Прошлые жизни (2023)
Нора (Грета Ли) и Хэ Сон (Тео Ю) в детстве были влюблены друг в друга и не виделись больше двадцати лет — он остался в родном Сеуле, она перебралась сначала в Канаду, а потом в Нью-Йорк. За это время они то теряли, то налаживали связь, но так и не встретились. Теперь Нора замужем, но Хэ Сон, который всё еще романтизирует свою первую любовь, наконец бросает всё и отправляется к ней. Это путешествие через полмира без какой-либо уверенности в успехе. Встреча не приведет к воссоединению школьных возлюбленных, а станет поводом поразмышлять о прошлом, об упущенных возможностях и о судьбе. А после каждый пойдет своей дорогой.
Хеппи-энд
На пути к большой и чистой любви герои всегда встречают какие-то препятствия: другие отношения, нелепые обманы и банальные недопонимания — список бесконечен и зависит от фантазии сценаристов. Но итог один, в лучших традициях сказок: «они жили долго и счастливо».
Было
Ноттинг Хилл (1999)
Кинозвезда Анна (Джулия Робертс) влюбляется в обаятельного владельца книжного магазина Уильяма (Хью Грант). Их отношениям мешают океан, карьера и парень, который уже есть у актрисы, но мгновения, которые они провели вместе, герои уже не смогут забыть. И раз уж это судьба, они всё преодолеют. Другие отношения, как и любые недопонимания, останутся в прошлом, а карьеру можно ненадолго поставить на паузу — как минимум для того, чтобы разобраться, как быть дальше.
Было
Ноттинг Хилл (1999)
Кинозвезда Анна (Джулия Робертс) влюбляется в обаятельного владельца книжного магазина Уильяма (Хью Грант). Их отношениям мешают океан, карьера и парень, который уже есть у актрисы, но мгновения, которые они провели вместе, герои уже не смогут забыть. И раз уж это судьба, они всё преодолеют. Другие отношения, как и любые недопонимания, останутся в прошлом, а карьеру можно ненадолго поставить на паузу — как минимум для того, чтобы разобраться, как быть дальше.
Стало
Худший человек на свете (2021)
Юлии (Ренате Реинсве) тридцать, и она встречается с Акселем (Андерс Даниельсен Лье), которому уже больше сорока. Он хочет детей и стабильности, а она пока не определилась со своими желаниями. Всё-таки он не ее «прекрасный принц». Пара случайных встреч перерастают в новое романтическое увлечение — и вот девушка уже съезжается с Айвиндом (Херберт Нордрам), но и он не станет «тем самым». Ни одни отношения Юлии не получат ромкомовского хеппи-энда. Девушка продолжит искать себя, а ее партнеры останутся лишь точками на этом пути.
Худший человек на свете (2021)
Юлии (Ренате Реинсве) тридцать, и она встречается с Акселем (Андерс Даниельсен Лье), которому уже больше сорока. Он хочет детей и стабильности, а она пока не определилась со своими желаниями. Всё-таки он не ее «прекрасный принц». Пара случайных встреч перерастают в новое романтическое увлечение — и вот девушка уже съезжается с Айвиндом (Херберт Нордрам), но и он не станет «тем самым». Ни одни отношения Юлии не получат ромкомовского хеппи-энда. Девушка продолжит искать себя, а ее партнеры останутся лишь точками на этом пути.